Новости
Ежегодная студенческая конференция: как это было
1 апреля 2017 г. в субботу 5 недели Великого Поста в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете по традиции была проведена Ежегодная научная конференция студентов и аспирантов Богословского факультета. В этом году помимо представителей ПСТГУ в конференции принимали участие гости из Санкт-Петербургской духовной академии, Московского государственного университета, Саратовского государственного университета и Воронежской духовной семинарии.
Заседания конференции предваряла Божественная Литургия во Владимирском храме главного здания Университета, возглавляемая деканом Факультета церковного пения ПСТГУ, заведующим кафедрой библеистики богословского факультета прот. Алексием Емельяновым. По окончании литургии все участники конференции собрались для проведения пленарного заседания. С вступительным приветствием к собравшимся обратился декан богословского факультета ПСТГУ прот. Павел Хондзинский. После этого слово было предоставлено первому докладчику – студенту 4 курса филологического факультета МГУ Петру Пашкову. Он выступил перед слушателями с докладом «Церковь как эпическая реальность в поэзии св. Григория Назианзина», в котором была проанализирована первая часть элегии святителя «Сон о Церкви Анастасии». Была отмечена близость стиля элегии к стилю классического эпоса: переименование церковных реалий в эпическом духе, заимствование гомеровских формул, построение по образцу архаической эпопеи авторских сравнений. Автобиографический центральный образ в элегии подвергнут «героизации». Всё это позволило создать образ Церкви как эпической реальности. При этом в докладе было отмечено, что описываемый храм как таковой не существовал вовсе, так что весь образ является исключительно художественным. Докладчиком был сделан вывод о желании св. Григория создать апологию своего служения в Константинополе для недоброжелателей среди христиан и показать образ идеальной Церкви для внешних. Иллюзорная реальность сна и эпический язык описания позволили св. Григорию отстраниться от созданных идеальных образов, чтобы избежать нескромности. В целом же рассматриваемая элегия со всеми отмеченными её особенностями полностью соответствует стремлению свт. Григория «закрепить» культуру за христианством в противовес аналогичной попытке Юлиана Отступнника «отторгнуть» её от них.
Далее с докладом «Исправляли ли никоновские справщики ошибки? – по материалам Ирмология 1657 г.» выступил аспирант Санкт-Петербургской Духовной Академии Алексей Андреев. В докладе были проанализированы изменения, произведенные в тексте ирмосов в ходе книжной справы во время патриаршества Никона, зафиксированные в первопечатном Ирмологии 1657 г. Докладчик отметил, что изменения в тексте могут быть классифицированы как изменения, связанные, во-первых, с переменой языковых норм церковнославянского языка, во-вторых, с разночтениями в греческих источниках и, в-третьих, с исправлением ошибок в тексте. Путем сравнения дореформенного и пореформенного текста ирмосов с текстом византийских рукописных Ирмологиев 10 – 13 вв. и славянских рукописных Ирмологиев 12 – 13 вв. А. Андреев идентифицировал переводческие ошибки в славянском тексте и подсчитал их количество. Хотя в результате подсчетов оказалось, что большинство изменений связаны с изменением языковых норм в результате Третьего южнославянского влияния, дореформенный текст ирмосов все же содержал существенное количество ошибок (80 ошибок на 100 ирмосов), большинство из которых были исправлены никоновскими справщиками. Как показал докладчик, вопреки сложившейся точке зрения, эти ошибки являлись древними переводческими погрешностями, встречающимися уже в рукописях 12 – 13 вв., а не повреждениями текста, внесенными последующими славянскими переписчиками.
После этого свой доклад «Классическое образование в России: предпосылки реформы 1871 года» представила аспирантка богословского факультета ПСТГУ Софья Емельянова. В докладе было отмечено, что мировая слава русской филологической, лингвистической и естественно-научной школ своими истоками имеет гимназическое образование. Гимназия как основной тип средней школы в России являлась носительницей традиций классицизма. Содержание образования в ней было основано на изучении древних языков и классической культуры. До середины XIX века классическая гимназия выполняла свою основную задачу, готовя юношество к усвоению университетских наук. Однако по целому ряду причин классическое гимназическое образование как подготовительная ступень к образованию университетскому не успевало в полной мере удовлетворить запросы общества. Как было показано в докладе, реформа 1871 года, проведенная Министерством Народного просвещения, возглавляемого графом Д.А.Толстым, по праву может считаться переломным моментом в российском классическом образовании. Она сконцентрировала в себе положительный опыт предыдущих уставов и характеризовалась преемственностью по отношению к ним. Исследователи этого периода делятся на два лагеря: одни считают Устав этого года необходимой мерой, другие определяют его как прихоть своевольного министра и его сотрудников. В докладе на основе документов министерства Народного просвещения, личных записок и воспоминаний деятелей образования XIX века были рассмотрены и проанализированы предпосылки реформы 1871 г.
Завершил пленарное заседание доклад аспиранта ПСТГУ Леонида Борисова «Sede Vacante и седевакантизм». В нём были рассмотрены католическое понятие Sede Vacante, а также история и современность получившего от него своё название религиозного течения. Sede Vacante (лат. «при не занятом престоле») – термин, обозначающий в Католической церкви период времени между смертью (или же отречением) папы римского и моментом избрания нового папы. Седевакантистами в настоящее время именуются те католики-традиционалисты, которые отвергли реформы Второго Ватиканского собора и считают, что римские папы, начиная с Иоанна XXIII (был избран в 1958 году), сами отреклись от Святого Престола, впав в ересь. В докладе была рассмотрена теологическая проблематики в трактовке понятия Sede Vacante, а также был предложен обзор современного состояния движения седевакантистов.
Далее, после перерыва прошли заседания двух секций: богословской и философско-религиоведческой.
Фотографии: Сергей Пронин
#конференции #осознанная вера #наука